Россия: ШПД растет за чертой двух столиц
Компания J&P опубликовала исследование по российскому рынку «домашнего» широкополосного доступа в интернет в первой половине 2008 г. По оценке исследователей, количество выделенных «домашних» подключений в первой половине этого года в России составило 8,32 млн домохозяйств, что на 3,6 млн (78%) превосходит значения первой половины 2007 г. Уровень проникновения увеличился с 8,8% в первой половине 2007 г. до 15,7%. Для сравнения, на сегодняшний день к высокоскоростному доступу в Сеть подключены около 36% всех домохозяйств стран ЕС, 100-процентного охвата планируется достичь к 2010 г.
J&P ожидает, что к концу 2008 г. количество домашних широкополосных подключений в России достигнет 10,5 млн домохозяйств, что будет соответствовать проникновению 19,8%, а к 2012 году количество подключений достигнет 24,1 млн. В денежном выражении, по оценкам J&P, к концу 2008 г. объем рынка «домашнего» широкополосного доступа в России вырастет до отметки $1,33 млрд. В 2012 г. объем рынка составит $3,3 млрд.
«К интернет-опросам мы относимся несколько скептически, - комментирует Антон Ворыхалов, аналитик IKS-Consulting. – Ведь, судя по опросу 42 тыс. пользователей, основной упор все-таки делался на интернет». Разница более чем в 1 млн абонентов в оценке количества выделенных «домашних» подключений, по мнению Ворыхалова, связана с тем, что интернет-опрос вносит искажения - «неправильно репрезентирует генсовокупность». А вот оценки объема рынка в денежном выражении у IKS-Consulting оптимистичнее: к концу года, по прогнозам, он достигнет $1,5 млрд, а к 2012 г. - $3,7 млрд.
В «Финаме» же сетуют на то, что в России не ведутся систематические исследования проникновения широкополосного доступа, подобные Eurostat или Pew Internet. «Тем больших похвал заслуживает изобретательность российских аналитиков, которые в отсутствие прямых исследований вычисляют комплексные оценки», - комментирует Леонид Делицын. Ссылаясь на данные онлайн-опросов, опубликованные «Рамблером», он оценивает объем рынка «домашнего» ШПД по итогам 1-го полугодия в 9 млн домохозяйств, а рост за год – в 52%. «Онлайн-опросы позволяют оценить средние месячные затраты на broadband в $24,5 в месяц, таким образом, сейчас объем рынка домашнего широкополосного доступа за 2008 год можно грубо оценить в $2,1 млрд», - говорит Делицын.
J&P также приводит отдельную статистику по российским регионам (это все регионы России за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и их областей). В первом полугодии 2008 г. доля российских регионов по количеству новых широкополосных подключений достигла 60%. Доля Москвы и Санкт-Петербурга по этому показателю продолжает сокращаться за счет увеличения насыщенности рынка в этих городах. По оценке J&P, доля новых широкополосных подключений в регионах увеличится с 49% в 2007 году до 70% в 2008 году.
По данным J&P, на конец первой половины 2008 г. в России было 14 провайдеров широкополосного доступа с абонентской базой более 1003 тыс. домохозяйств. Шесть крупнейших провайдеров («Комстар-Директ»+МГТС, «Корбина», «Центртелеком», «Акадо», «Нет-бай-нет» и «Центел») предоставляют свои услуги на территории Москвы и Московской области. Шесть из остальных восьми крупнейших региональных провайдеров являются дочерними компаниями холдинга «Связьинвест».
Доля крупнейших провайдеров составляет 57%. Однако на рынке действуют более 950 малых и средних провайдеров, некоторые из которых обладает лишь несколькими сотнями абонентов. Ожидается, что многие из них объединятся с существующими холдингами или войдут в состав новых. На фоне роста средних по размеру провайдеров доля холдинга «Связьинвест» стала медленно снижаться (23% в 2006 г., 35,3% в 2007 г., 29% в 1 квартале 2008 г.), что обусловлено быстрым развитием и активной маркетинговой политикой альтернативных операторов.
J&P: Доля новых широкополосных подключений в регионах увеличится в 2008 г. до 70%