Прокуратура приняла воришку за супер-хакера
Информационное агентство «Regnum» сообщило недавно о хакере из Йошкар-Олы, который, несмотря на свой молодой возраст, умудрился совершить «более 170 эпизодов противоправной деятельности». К сожалению, исходная статья явно обязано своим происхождением пресс-релизу марийской прокуратуры, судя по казенному языку. Поскольку «Вебпланета» — популярное издание, то придется перевести это на общечеловеческий...
Как сообщается, «выходя в Сеть, обвиняемый получил доступ к компьютерной информации о сетевых реквизитах (логинах и паролях), содержащейся в базах данных интернет-провайдеров». То есть речь идет о типовом деле, в котором обвиняемый получил чужие пароли для доступа в Интернет и, воспользовавшись ими, «насидел» там некоторую сумму денег. Такие дела типичны для наших следственных органов, и составляют заметную долю всех дел по «хакерским» статьям УК. Впрочем, хакерами таких преступников можно назвать только лишь с большой натяжкой... Что же касается «эпизодов преступной деятельности», то по делам о «халявном интернете» таким эпизодом считается одна сессия связи с Интернет, которых за день может быть несколько.
Состав преступления, предусмотренного статьей 272 УК, по мнению прокуратуры, заключается в том, что: «располагая конфиденциальной компьютерной информацией, он (обвиняемый — П.П.) вносил искажения в учетно-статистические данные об объеме и стоимости предоставляемых пользователям услуг в базе данных интернет-провайдера, что приводило к списанию со счетов законных пользователей дополнительных денежных услуг».
Такая квалификация также весьма распространена по подобного рода делам, но законной ее можно назвать лишь условно. Даже если изменение биллинговой информации на сервере провайдера представляет собой «доступ» к ней, то совершается такой «доступ» помимо воли пользователя: он не знает и не может знать о том, как изменяется эта информация, когда он «сидит в Интернете». А это исключает преступность его действий. Однако, на самом деле даже «доступа к информации» не происходит: закон «Об информации...» определяет это понятие как «возможность получения информации и ее использования», то есть, для того, чтобы присутствовал состав преступления, действия должны совершаться непосредственно с данными.
В общем, «хакер», совершивший несметное число «эпизодов преступной деятельности», о поимке которого сообщает марийская прокуратура — это всего лишь навсего подросток, попользовавшийся «халявным Интернетом».