Бесплатный антивирус заявил о лидерстве в России
Разработчики чешского антивирусного решения Avast сообщили, что их бесплатный продукт Avast Free Antivirus стал самым загружаемым ПО в России. Они сделали этот вывод, исходя из данных крупного магазина ПО с открытой статистикой Softportal.com, после того, как утром 2 марта 2011 г. Avast обошел по числу загрузок давнего соперника Adobe Acrobat Reader, и стал самым популярным приложением портала, обойдя в том числе Skype и Firefox. Softportal — действительно крупный ресурс для магазина приложений с числом уникальных посетителей более 120 тыс в сутки. Разработчики Avast полагают, что ситуация на Softportal характерна и для других онлайн-магазинов ПО.
Если собственные подсчеты Avast верны, то это значит, что за последний год рыночная доля бесплатного антивируса выросла примерно на 56%, увеличившись с 4,6 млн в I полугодии 2010 г.
Антивирусный эксперт Илья Шабанов полагает, что 7 млн регулярно обновляемых, то есть постоянно используемых копий Avast — корректное число. «В категориях активаций разработчики Avast давно уже говорят о десятках миллионов копий, но это явно завышенный итог. Однажды установленный антивирус можно потестировать и удалить, можно его потерять, переустановив Windows, так что считать пользователей по активациям продукта не корректно. Цифра 7 млн обновляемых антивирусов выглядит гораздо разумнее».
Статистика загрузок защитного ПО на портале Softportal.Com
ПрограммаЗагрузок (с начала марта 2011 г.)Загрузок за месяц (в среднем)Загрузок (всего)avast! Free Antivirus115539409413480013Антивирус Касперского 2011530410218664163Dr.Web CureIt!78108119519621AVG AntiVirus Free 201124433950391096Dr.Web 6.024853414338026ESET NOD32 Антивирус25353745310809
Источник: Softportal.Com
Глава Leta Group, которой принадлежит дистрибутор антивируса NOD32 разработчика ESET Александр Чачава поспорил с заявлением Avast о лидерстве в России по числу закачек: «Сайт Softportal, на данных которого построили свое рассуждение разработчики Avast, хотя и крупный ресурс, не может претендовать на всю полноту картины рынка, особенно если одновременно учитывать статистику по платным и бесплатным продуктам».
Если говорить о долях рынка, то по данным BBDO, которая заказывала изучение российского рынка, на первом месте с долей 31% идут продукты «Касперского», на втором с 25% ESET, и на третьем Avast с 16%. Среди домашних пользователей ПК, по данным Gfk, продукты «Касперского» занимают 43%, ESET 32%, Avast 27%, уточняет Чачава.
По мнению группы Leta, инсталляционная база «Касперского» в России составляет 17-18 млн экземпляров, программ ESET — около 14 млн, а у Avast — примерно 8 млн копий.
Однако, говорит эксперт, если рассматривать глобальный рынок антивирусных программ, то на нем первые 4-5 мест по размеру инсталляционных баз занимают бесплатные антивирусы. Россия, где на двух верхних строчках располагаются платные решения, - исключение.
В «Лаборатории Касперского» солидарны со своим коллегой из Leta. Руководитель управления маркетинга компании Олег Гудилин утверждает, что о доминировании на рынке бесплатных защитных решений речи не идет. Он ссылается на опросы компании Comcon, по которым доля Avast у пользователей ПК составляет 12,6%, в то время, как доля продукции «Лаборатории Касперского» «примерно в два с половиной раза больше» (учитывая нелицензионные копии).
Олег Гудилин предостерегает от пользования «усеченными бесплатными антивирусами, которых недостаточно для полноценной защиты активного интернет-пользователя». Это осознают сами разработчики бесплатных решений, и настойчиво предлагают перейти на полноценные коммерческие продукты, говорит он.